Порше Центр Приморский

Искривление пространства, Клаксон №24, 2002

01.10.2002

За рулем первого джипа "Porsche"

Мир искривился и стал ирреальным, словно в старой сказке Льюиса Кэролла. Все непривычно, многое непонятно... Примерно тысяча журналистов со всего мира были приглашены на презентацию новой модели "Porsche". Передо мной - стройные длинные ряды сверкающих машин. Выбирай любую! А ведь совсем недавно получить на тест очередную новинку "Porsche" было сущей мукой. Бесконечные переговоры по телефону, километры факсов и мегабайты электронной почты. В итоге все часто сводилось к следующему: "Извините, но у нас всего один тестовый автомобиль для журналистов. Через неделю его катают англичане. После он зарезервирован для американцев. Мы сообщим, когда появится свободный день для вас..."
Таковы были правила игры: "Porsche" есть "Porsche". Выпускающая элитные и малочисленные спорткары компания придирчиво выбирала - журналисты из каких стран для нее предпочтительнее. А ценность российского рынка совсем недавно для "Porsche" стремилась к нулю. С появлением внедорожника "Cayenne" все изменилось с точностью до наоборот. На пресс-конференции - ненавязчивый "реверанс" в мой адрес и моего коллеги из питерского журнала, вызвавший зависть журналистов из других стран: "Мы рады видеть прессу из России. Без всякого сомнения, ваш рынок перспективен для наших машин..." Еще бы! По Европе уже легенды ходят о том, как лихо продаются в России дорогие джипы высшего класса. Вскоре к ним присоединится и "Porsche Cayenne". Между прочим, самый быстрый внедорожник в мире! 


Это "Porsche" или нет?

Вообще, когда немцы представляли нам новую модель, действо сильно напоминало судебный процесс, где фирма "Porsche" выступала в качестве обвиняемого. Сотрудники компании постоянно "оправдывались" фразами типа: "Мы хотели расширить модельный ряд, и внедорожник был сочтен самым перспективным направлением"; "Не сомневайтесь, "Cayenne" - настоящий "Porsche"..." или "Обычно владелец "Porsche" помимо любимого спорткара вынужден покупать еще один, более практичный автомобиль. Теперь такая необходимость отпала". И так далее и тому подобное...
Так кто он, этот большой и рослый пятидверный автомобиль - "Porsche" или нет? Передо мной выстроился ряд новеньких джипов. Бери любую версию. Хочешь безнаддувную "Cayenne S" с 340-сильным мотором? Не нравится? Тогда садись за руль флагманского 450-сильного "Turbo". Признаться, я не устоял перед соблазном и сразу взял наиболее мощную модификацию.
Легко запрыгнув на водительское место, я погрузился в знакомую атмосферу немецкого спорткара. Кругом отделка из высококачественной кожи, комбинация приборов с "наплывающими" друг на друга круглыми шкалами и типичное для "Porsche" трехспицевое рулевое колесо. Характерная деталь: замок зажигания расположен слева от водителя. В целом такое ощущение словно я очутился в кокпите немного измененного суперкупе "Porsche 911"... Но стоит повнимательнее оглянуться вокруг, как понимаешь: привычный мир "искривился". Сидишь неправдоподобно высоко для спорткара; в зеркале заднего вида маячат подголовники большого заднего дивана; по правую руку - блок непривычных переключателей, отвечающих за смену режимов трансмиссии и подвески, необходимых для движения по бездорожью. Да, это действительно "Porsche", но очень много в этом автомобиле и непривычного.

Чемпион по быстроходности

Обе модификации "Cayenne" оснащаются моторами V8. Только одна снабжена турбонаддувом, а другая - нет. После поворота ключа зажигания двигатель моего "Cayenne Turbo" задышал ровно и сильно. Даже на холостом ходу он слегка пугает затаенной мощью. Конечно, огромный 4,5-литровый V8 никогда не сможет издать божественный баритон традиционного для "Porsche" шестицилиндрового "оппозита". Однако по нюансам звучания, по интонациям выпускной системы чувствуется, насколько кропотливо мастера немецкой фирмы доводили "голос" автомобиля до стандартов "Porsche". Да, звучит внедорожник-спорткар очень своеобразно. Его мотор не издает полусонного бормотания или шелеста, присущего V8 больших джипов. Нет, он разливает вокруг приглушенный грозный рокот готового проснуться в любой момент вулкана. 450 "жеребцов" ждут своего повелителя. Ждут, когда их подхлестнет педаль акселератора...
Перевожу рычаг автоматической коробки "Tiptronic S" в положение "Drive". Поехали! "Cayenne Turbo" снабжается только "автоматом" с возможностью ручного переключения (либо покачивайте рукоять вперед-назад, либо нажимайте клавиши на руле - как вам больше нравится). А как же механическая КПП? Для "Turbo" она не предусмотрена вовсе. Что касается базового "Cayenne S", то вариант с ручной трансмиссией появится в следующем году. Впрочем, "автомат" меня вполне устраивал. Я успел познакомиться с "Tiptronic S" во время езды на спорткупе "Porsche 911", и точная работа этой трансмиссии, помнится, привела меня в полный восторг.

Почему "Cayenne Turbo" оснащаются исключительно "автоматом", я понял сразу. При движении на малых скоростях (например, на паркинге) такая коробка несколько смягчает неудержимую мощь турбодвигателя. Смягчает?! Выезжая по пандусу подземной стоянки, я лишь чуть сильнее, чем следовало, прижал акселератор... О, боги! Злобно рявкнув, огромный джип даже не рванулся, а прыгнул вперед. Я еле успел перебросить ногу на тормоз. Да, с этим зверем надо поосторожнее. В жилах внедорожника течет горячая кровь суперкаров "Porsche", требующих от водителя аккуратности и обходительности.
В переплетениях подземной стоянки останавливаюсь, пропуская "Cayenne" коллеги. Тот проскользнул мимо, грозно сверкнув мертвенным сиянием биксеноновых фар. Именно тогда я воочию увидел действие новейшей системы в светотехнике: когда внедорожник поворачивает, автоматически включаются направленные чуть вбок лампы. Таким образом свет фар заранее "заглядывает" в поворот, куда водитель направляет машину.
Вырулив на улицы испанского Хереса, я подгонял джип легкими касаниями педали газа, чтобы, упаси Бог, не "обозлить" внедорожник раньше времени. Тихо! Тихо! Потерпи, дружок, до выезда из города. Там я тебя и выпущу на волю... Вообще, ощущения странные: в который раз ловишь себя на мысли, что едешь на "Porsche", но вместо того, чтобы надменно взирать на мир снизу вверх, как и полагается водителю приземистого спорткара, с не меньшей надменностью смотришь сверху вниз - с высоты настоящего внедорожника. Сочетание огромной мощности и высокой "королевской" посадки создает чувство всесильности "Cayenne" не только у тебя одного, но также среди окружающих. Крохотные легковушки, стоит только появиться сзади хищному рылу "Porsche", стремятся поскорее убраться в сторону, словно аквариумные рыбки, попавшие в компанию к пираньям.

Минул указатель, оповестивший о выезде из города. Газ до упора! Вырвавшийся из-под капота адский рев, казалось, едва не отстал от самой машины. "Cayenne" ринулся вперед с таким энтузиазмом, что я невольно бросил взгляд на указатель давления турбин. Небось, работают в полную силу... Черта с два! Давление было еще на нуле. В первый момент ускорения могучий V8 не нуждается в поддержке, чтобы демонстрировать свой бешеный нрав. Он вполне самодостаточен, и двухтонный внедорожник "выстреливает" с легкостью спорткара. А когда на средних оборотах начинают работать турбины, загоняя в чрево двигателя дополнительные десятки килограмм воздуха, ускорение становится окончательно жутким - словно в только оторвавшемся от земли "Боинге". Когда и как я достиг 100 км/ч - не помню, не знаю. Если верить цифрам, это происходит через 5,6 секунды после старта. А затем внедорожник может разогнаться до 266 км/ч! Никогда прежде мне не доводилось ездить так быстро за рулем автомобиля, способного передвигаться не только по асфальту!
И вновь я наслаждался новизной и свежестью ощущений. Да, мне уже приходилось гонять в таком темпе на приземистых купе. Но одно дело пронизывать километры на стелющемся над землей спорткаре и совсем другое - мчаться с бешеной скоростью на "бреющем полете", посматривая сверху на крыши обгоняемых легковушек.
Тогда я в который уже раз был покорен точной работой поршевского "автомата". Мигом распознавая мое желание, он, практически не "задумываясь" в ответ на резкое нажатие акселератора, разом скидывал две или даже три передачи вниз, обеспечивая максимально возможное ускорение. Стоило мне успокоиться и поехать чуть плавнее, как "Tiptronic S", уловив изменившийся стиль езды, сразу же переходил на более размеренный алгоритм. Причем, что интересно, даже в автоматическом режиме работы трансмиссии выбранная передача все равно высвечивалась на дисплее в центре приборной панели. Точно такой нюанс я когда-то заприметил в спорткупе "Porsche 911"...

Пересаживаемся с "Cayenne Turbo" на "Cayenne S"

На промежуточной остановке возле деревенского ресторанчика решаю сменить зверский "Turbo" на более спокойный "Cayenne S". Снаружи эта модификация почти не отличается от флагманской. Самая заметная деталь - две выхлопные трубы вместо четырех. К остальным внешним различиям надо приглядываться. Это чуть измененные передние воздухозаборники, немного другая форма капота. Да и внутри "Cayenne S" не обнаружилось глобальных отличий от "Turbo". Так, одни мелочи. Например, пропал указатель давления наддува - ведь турбин на моторе "Cayenne S" нет. Вместо него появился указатель напряжения бортовой сети. Спидометр размечен не до 300, а "всего" до 270 км/ч. К сожалению, исчез и маленький экран, показывающий включенную на данный момент передачу.
Если приглядеться внимательнее, начинаешь замечать различия в комплектации между "S" и "Turbo". Последний, как ему и положено по статусу, имеет более богатое стандартное оснащение. Кожей обтянуты не только кресла, но также передняя панель и двери. Плюс многочисленные вставки под алюминий. Сервоприводами с памятью оборудованы не только передние сиденья, но и рулевая колонка. Поэтому стоит только завести двигатель, как "баранка" (кстати, оборудованная подогревом) придвигается поближе к водителю, занимая рабочее положение. Наконец, в стандартное оснащение "Turbo" входит роскошная аудиосистема "Bose Surround System".
Впрочем, практически все из вышеперечисленного можно заказать и для "Cayenne S". Поэтому, несмотря на более скромный 340-сильный атмосферный V8, можно сделать так, что в плане роскоши и комфорта базовая версия не уступит флагманской.

Мой разум и чувства все еще были разгорячены свирепым "Turbo". Поэтому "Cayenne S" поначалу показался мне сущим тихоходом. Затем я пришел в себя и вновь начал получать кайф от вождения мощного джипа. Ведь, согласитесь, разгон до сотни за 7,2 секунды - очень впечатляющий показатель для внедорожника. А когда под колесами мокрый асфальт, достаточно отключить противобуксовочную систему и порезче нажать акселератор, как все четыре колеса синхронно срываются в пробуксовку!
Безнаддувный V8 имеет свои положительные стороны. Например, он более предсказуем, нежели взрывной "Turbo". Двигатель ровно и уверенно тянет, начиная от самых малых оборотов и заканчивая предельными. Как и полагается огромному V8. И хотя турбонаддува нет, мощи в нем - все равно до жути...

По бездорожью без тени смущения

Я еще ни разу не упоминал о том, как держится "Cayenne" за дорогу. Если честно, просто не обращал на это внимания. В любой ситуации не было даже намека на то, что автомобиль может сойти с траектории и включится противозаносная система. Как-никак джип располагает постоянным полным приводом и несет на капоте герб "Porsche".
По конструкции "Cayenne" представляет собой не столько внедорожник, сколько легковой автомобиль. По сути, это огромный универсал с высокой посадкой. В пользу такого утверждения свидетельствуют и несущий кузов, и полностью независимые подвески.
Однако с помощью разнообразных дополнительных устройств проходимость "Cayenne" можно довести до уровня, о котором большинство современных "асфальтовых" джипов даже не мечтают. Так, все предоставленные журналистам "Porsche" располагали регулируемым шасси. Благодаря ему изменяется клиренс и варьируется жесткость амортизаторов. На "Cayenne S" такая ходовая часть устанавливается за доплату, а для "Turbo" идет в качестве стандартного оборудования.

Причем менять дорожный просвет вы можете самостоятельно, используя клавиши на тоннеле между креслами, или доверить это дело электронике. Как все происходит? В обычных условиях клиренс "Cayenne" cоставляет 21,7 см (нормальная величина даже для чистокровного, а не "асфальтового" внедорожника). Когда на магистрали я разгонялся за 125 км/ч, джип чуть заметно приседал. Это автоматика уменьшала дорожный просвет почти на три сантиметра, снижая центр тяжести и аэродинамическое сопротивление. Одновременно подвеска становится более жесткой, заставляя "Cayenne" точнее повиноваться рулю и меньше крениться в поворотах. Следующий рубеж - 210 км/ч. После него электроника прижимает автомобиль к дороге еще на 1,1 см. В этом самом низком положении "Cayenne" будет стелиться по шоссе до тех пор, пока водитель не решит притормозить - тогда автоматика даст команду на подъем кузова.
А самое низкое положение корпуса, когда джип почти ложится брюхом на асфальт, предназначено для удобства посадки и высадки экипажа. Впервые подобное устройство было представлено на "Range Rover". Затем такая система появилась на большом джипе "Lexus". Чувствуется, что спецы "Porsche" очень внимательно изучили мировой опыт постройки внедорожников высшего класса.
А следующие два режима работы подвески предназначены для внедорожной езды. Свернув с шоссе на разбитую грунтовку, уходящую далеко в поля, я нажал клавишу повышения дорожного просвета, и кузов приподнялся на лишних 2,6 см. Этот режим будет держаться до 80 км/ч. И, кстати, данная скорость совсем не завышена для внедорожных условий. В характере "Cayenne" есть нечто от гоночных суперджипов, выступающих в ралли-рейдах. Подобно им, он может просто лететь по разбитой трассе, держась за гнусную дорогу с такой цепкостью, будто под колесами ровный асфальт. Причем, если водитель заранее не побеспокоился перевести амортизаторы из "нормального" или "спортивного" режимов в более мягкий "комфортный", это за него опять же сделает автоматика.

...Сельская дорожка тем временем привела меня в небольшие предгорья. Вдобавок недавний ливень основательно размыл грунтовку. Пожалуй, здесь стоит активизировать внедорожные возможности "Cayenne" на полную. Поднимаю кузов на самый высокий уровень в 27,3 см. Такому дорожному просвету могут позавидовать даже профессиональные вездеходы! Затем толкаю вперед крохотный рычажок - в глубине трансмиссии ожили электроприводы, и на дисплее бортового компьютера загорелась надпись: "Включена понижающая передача". Если тот же рычажок толкнуть еще раз - задействуется блокировка межосевого дифференциала.
И это еще не все! При желании покупатели "Cayenne" смогут оснастить джип специальным "внедорожным пакетом". Он подразумевает стальную защиту двигателя и порогов кузова, а также блокировку заднего дифференциала. Вдобавок "пакет" предусматривает такое любопытное устройство, как отключаемые стабилизаторы поперечной устойчивости. На малых скоростях бездорожья они не нужны, зато колеса могут в увеличенных пределах двигаться вверх-вниз, легко перекатываясь через препятствия сложного рельефа. Кстати, впервые отключаемые стабилизаторы поперечной устойчивости были применены на таком серьезном вездеходе, как "Nissan Patrol".
Хотя я часто упоминал названия джипов, славящихся своей проходимостью, не вздумайте путать с ними "Cayenne"! Да, на бездорожье этот "Porsche" способен на многое (как же дико звучит такая фраза!), однако он все равно остается "асфальтовым" внедорожником, чьи независимые подвески со множеством резиновых деталей можно повредить о какой-нибудь ерундовый камень. Сворачивая за рулем "Porsche" на бездорожье, всегда следует помнить - под вами не "Land Cruiser", который можно запросто шарахнуть брюхом об валун и спокойно ехать дальше. Вне асфальта водитель "Cayenne" должен очень придирчиво относиться к выбору траектории. Поговорка "Не зная броду, не суйся в воду" должна стать для него основным правилом внедорожного вождения. И тогда все будет нормально.
...Уже в Москве, когда этот материал был готов и подписан главным редактором, наша художница принесла макет статьи с фотографиями. Там был снимок, за который полгода назад меня просто уволили бы с работы: колесо с элегантным диском "Porsche", полностью измазанное грязью. А теперь мы его поставили в газету. Без тени смущения. Это знаменует, что фирма "Porsche" вышла на новую для себя орбиту. Привыкайте к новому имиджу немецкой марки.

 
Дмитрий ФЕДОРОВ,
фото автора
Херес - Москва
 

Автомобильная газета "КЛАКСОН"


 

Автор:  Дмитрий Федоров

Возврат к списку